НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования

Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 06.05.2020 № 83 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі»; от 20.04.2021 № 71 «Аб змяненні пастановы Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 6 мая 2020 г. № 83» размещены на:

сайте Министерства образования Республики Беларусь (https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-obshchego-srednego-doshkolnogo-i-spetsialnogo-obrazovaniya/srenee-obr/tipovye-uchebnye-plany/index.php);

национальном образовательном портале (https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Типовые учебные планы учреждений общего среднего образования).

Учебные программы по всем учебным предметам для каждого класса размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV; V–XI классы.

Обращаем внимание, что количество учебных часов, отведенное в учебной программе по учебному предмету на изучение содержания соответствующей темы, является примерным и зависит от выбора учителем педагогически обоснованных методов обучения и воспитания. Учитель имеет право перераспределить количество часов на изучение тем в пределах общего количества часов на изучение учебного предмета в конкретном классе.

Особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов изложены в приложениях 1–22 к данному письму.

Учебные издания

В 2021/2022 учебном году для учреждений общего среднего образования с белорусским и (или) русским языками обучения и воспитания рекомендованы учебники и учебные пособия, перечень которых размещен на национальном образовательном портале (https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Перечни учебных изданий), а также опубликован в бюллетене Министерства образования Республики Беларусь «Зборнік нарматыўных дакументаў» (2021 г., № 8).

Учебно-методические комплексы для факультативных занятий

Для проведения факультативных занятий предлагается использовать учебные программы, утвержденные в соответствии с законодательством.

Обращаем внимание, что в образовательном процессе могут использоваться учебные программы факультативных занятий, в том числе раскрывающие исторические, географические, социально-экономические, культурные особенности регионов Республики Беларусь, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.

Учебные программы факультативных занятий, компоненты отдельных УМК для факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы.
I–IV
; V–XI классы.

Электронные средства обучения

Обращаем внимание, что функционирует единый информационно-образовательный ресурс (ЕИОР) Республики Беларусь (https://eior.by), назначение которого научно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования, поддержка учащихся, получающих общее среднее образование в соответствии с индивидуальным учебным планом, а также учащихся, которые по уважительным причинам временно не могут посещать учреждение образования.

ЕИОР представляет собой библиотеку учебных материалов по учебным предметам: видеофрагменты с объяснением учебного материала, тестовые задания, которые могут использоваться учащимися для самопроверки усвоения учебного материала, дополнительные материалы.

На национальном образовательном портале (https://adu.by) в разделе «Электронное обучение» (https://e-vedy.adu.by) размещены электронные образовательные ресурсы для системы общего среднего и специального образования. Данный ресурс доступен для всех желающих на безвозмездной основе после процедуры регистрации.

Раздел портала «Профильное обучение» (http://profil.adu.by) содержит учебно-методические материалы для изучения учебных предметов на повышенном уровне в XXI классах.

В разделе портала «Электронная библиотека» размещены:

электронные версии учебных пособий для учреждений общего среднего образования, допущенных Министерством образования Республики Беларусь к использованию в образовательном процессе в 2021/2022 учебном году (http://e-padruchnik.adu.by);

электронные приложения к учебным пособиям по иностранным языкам (https://lingvo.adu.by); по информатике (http://informatika6.adu.by; http://informatika7.adu.by; http://informatika8.adu.by);

электронный образовательный ресурс «Биология. 8 класс» (http://biologia8.adu.by);

электронное средство обучения «Политическая карта мира» (http://maps.adu.by);

интерактивные дидактические материалы по учебным предметам «География», «Всемирная история», «История Беларуси».

В разделе портала «Дистанционный всеобуч» (http://e-asveta.adu.by) размещены:

рекомендации по использованию интернет-ресурсов для организации индивидуального обучения с использованием информационно­коммуникационных технологий;

проекты-победители конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» за 2011–2019 гг.

Учебные издания для учителей и учащихся

В дополнение к учебникам и учебным пособиям по каждому учебному предмету имеются учебно-методические пособия для учителей, а также издания для учащихся, которые могут использоваться в образовательном процессе, однако не являются обязательными. Перечни учебных изданий размещены на национальном образовательном портале:

https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Перечни пособий для педагогов учреждений общего среднего образования;

https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Перечни пособий для учащихся учреждений общего среднего образования.

Обращаем особое внимание на то, что рабочие тетради на печатной основе не являются обязательными для использования всеми учащимися, за исключением рабочей тетради по математике для учащихся I класса. Учитель не вправе требовать от учащихся приобретения рабочих тетрадей на печатной основе.

В предметных научно-методических журналах систематически публикуются методические и дидактические материалы, призванные помочь учителю при подготовке к учебным и факультативным занятиям, в организации внеклассных мероприятий.

Перечень статей, опубликованных в научно-методических журналах и рекомендуемых для использования в образовательном процессе, размещен на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV; V–XI классы.

Комплексную информационную поддержку всем участникам образовательного процесса обеспечивает национальный образовательный портал (https://adu.by).

В помощь педагогическим работникам рекомендуются следующие разделы портала:

«Нормативные правовые документы» (в разделе представлены нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в учреждениях образования Республики Беларусь): https://adu.by/ Педагогам / Нормативные правовые документы;

«Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год» (в разделе представлены типовые учебные планы общего среднего образования; учебные программы по учебным предметам; учебные программы факультативных занятий; инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь; нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся; перечни учебных изданий для учителей и учащихся; календарно-тематическое планирование; рекомендации по организации образовательного процесса с использованием новых учебных пособий и др.): https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год;

«Педагогическая мастерская» (в разделе представлены статьи, сценарии мероприятий, конспекты уроков, видеоуроки учителей по разным учебным предметам и другие материалы, направленные на совершенствование профессионального мастерства педагогических работников): https://adu.by / Педагогам / Педагогическая мастерская;

«Профильное обучение» (содержит учебно-методические материалы для изучения учебных предметов на повышенном уровне в XXI классах): http://profil.adu.by;

«Дистанционный всеобуч» (содержит рекомендации по использованию интернет-ресурсов для организации индивидуального обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий):
http://e-asveta.adu.by;

Olimp (организационное сопровождение дистанционных мероприятий: олимпиад, республиканских конкурсов и иных республиканских мероприятий): http://olimp.adu.by;

«Новые учебники. Новые учебные программы» (в разделе представлены обновленные учебные программы, новые учебные пособия для учреждений общего среднего образования, результаты анкетирования по вопросам качества новых учебных пособий, предоставлена возможность задать вопрос авторам учебных пособий): https://adu.by / Педагогам / Новые учебники. Новые учебные программы. С предложениями и замечаниями по содержанию обновленных учебных программ и новых учебных пособий можно обращаться на инфолинию портала;

«Школа Активного Гражданина» (в разделе размещаются материалы для организации и проведения мероприятий республиканского информационно-образовательного проекта «ШАГ»): https://adu.by / Педагогам / Школа Активного Гражданина;

«Актуальные практики и технологии воспитания» (содержит материалы по эффективной реализации воспитательной работы в учреждениях образования, электронные каталоги материалов, представленных на XVIII и XIX республиканских выставках научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи): https://adu.by / Педагогам / Актуальные практики и технологии воспитания;

«Организация воспитания» (в разделе размещены нормативные правовые акты, инструктивно-методические материалы в сфере воспитания и дополнительного образования детей и учащейся молодежи, типовые программы дополнительного образования детей и молодежи, статьи по теории и практике воспитания): https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Организация воспитания;

«Республиканский мониторинг качества образования» (в разделе представлены инструктивно-методические и диагностические материалы для организации и проведения мониторинговых исследований качества образования, результаты проведенных мониторинговых исследований, рекомендации по повышению качества образования): https://adu.by / Педагогам / Республиканский мониторинг качества образования.

Контроль результатов учебной деятельности учащихся. Контрольно-измерительные материалы

Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании. Выбор формы контроля зависит от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, содержания и специфики учебного предмета, количества учебных часов, выделяемых на его изучение, этапа изучения темы и основных требований к результатам учебной деятельности учащихся.

Перечень учебных предметов, по которым проводятся контрольные работы в письменной форме, их количество на протяжении учебного года по классам I, II и III ступеней общего среднего образования определены Метадычнымі рэкамендацыямі па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі, утвержденными 24.08.2020 заместителем Министра образования Республики Беларусь.

В соответствии со Специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями (части первая и вторая пункта 67), Санитарными нормами и правилами (пункт 110):

контрольные работы проводятся в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения образования, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе;

проведение контрольных работ в пятницу и на последних часах учебных занятий запрещено.

При осуществлении контроля результатов учебной деятельности учащихся в VIIIXI классах учителя могут использовать контрольно-измерительные материалы по соответствующему учебному предмету. Перечень изданных контрольно-измерительных материалов, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным учебным предметам размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Перечни пособий для педагогов учреждений общего среднего образования.

В 2020/2021 учебном году проведены республиканские контрольные работы по учебным предметам «Биология», «Математика», «Физика», в которых приняли участие учащиеся IX классов. По результатам республиканских контрольных работ подготовлены рекомендации, которые могут быть использованы с целью повышения качества образования по учебным предметам. Данные рекомендации размещены на национальном образовательном портале: http://monitoring.adu.by.

Учитывая большой образовательный потенциал экскурсий, значительное количество разноплановых экскурсионных объектов и туристических маршрутов местного значения, считаем необходимым активизировать использование этой формы работы с учетом принципа территориальной доступности, а также необходимости включения регионального краеведческого компонента в образовательный процесс. С этой целью разработан Перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам.

Обязательным условием является использование в образовательном процессе результатов ознакомления учащихся с достопримечательностями Беларуси. С этой целью в перечне объектов указаны разделы (темы) учебной программы, в рамках изучения которых необходимо предлагать учащимся задания с опорой на знания, впечатления, представления, приобретенные во время экскурсионных программ.

Перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися, размещен на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Организация воспитания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий