ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Особенности организации
образовательного процесса при реализации образовательных программ общего
среднего образования в 2021/2022 учебном году
обусловлены:
актуальностью системно-деятельностного, культурологического,
личностно ориентированного и компетентностного подходов к организации образовательного процесса, реализации
воспитательного потенциала учебных предметов, в том числе по формированию у
учащихся духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни,
гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия на учебных,
факультативных занятиях и во внеучебное время;
завершением перехода на обновленное содержание образовательной программы среднего
образования в XI (XII) классе;
необходимостью социально-педагогического и психологического
сопровождения образовательного процесса, создающего условия для успешного обучения и развития личности, ее самореализации во
всех видах деятельности, а также адаптации в социуме на всех возрастных этапах,
психологической помощи в выборе жизненного пути и профессиональной карьеры;
необходимостью соблюдения рекомендаций по предупреждению распространения
инфекции COVID-19 в учреждениях образования.
При организации образовательного процесса в базовой школе, яслях-саду – базовой
школе, средней школе, школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, яслях-саду – средней школе, детском саду – средней школе,
гимназии, гимназии-интернате, лицее, кадетском училище, санаторной
школе-интернате, средней школе – училище олимпийского резерва необходимо учитывать
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 06.05.2020
№ 83 «Аб тыпавых вучэбных планах
агульнай сярэдняй адукацыі» и постановление Министерства образования Республики
Беларусь от 20.04.2021 № 71 «Аб змяненні пастановы Міністэрства адукацыі
Рэспублікі Беларусь ад 6 мая 2020 г. № 83».
Рекомендации по организации изучения на
повышенном уровне учебных предметов в VIII и IX классах размещены на
национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы.
V–XI классы.
Образовательный процесс при реализации образовательных
программ общего среднего образования в целях сохранения здоровья учащихся, поддержания их работоспособности и необходимой
двигательной активности в течение учебного дня,
недели, учебного года организуется в соответствии с требованиями
Специфических санитарно-эпидемиологических требований, утвержденных
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525; Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденных постановлением
Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 (ред. от
03.05.2018).
Формирование опыта деятельности учащихся на основе приобретаемых знаний для
решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности
человека, профессионального
самоопределения, общения и социальных отношений является актуальным
аспектом образовательного процесса при реализации образовательных программ
общего среднего образования.
Результаты участия 15-летних учащихся Республики Беларусь в международном
сравнительном исследовании PISA-2018 по трем направлениям (читательская,
математическая и естественнонаучная грамотность) указывают, в частности, на то,
что:
опыт их работы с текстами в наибольшей степени связан с художественной
литературой и в значительно меньшей степени – с несплошными
текстами (текстами, содержащими диаграммы, карты, таблицы или графики), а также
с текстами со ссылками на интернет-страницы (при этом именно опыт работы с
несплошными текстами позволил учащимся получить наиболее высокие результаты);
анализ данных, которые необходимо получить из таблиц и диаграмм, решение задач,
условие которых дополнено иллюстрацией, вызывали затруднения при выполнении
заданий с математическим содержанием;
комбинированные задания, которые включают симуляцию, выбор, анализ графика,
установление последовательности и соответствия, а также текст в различных
комбинациях, вызывали наибольшие затруднения при выполнении заданий с естественнонаучным содержанием.
Подготовленный
многокомпонентный анализ официальных результатов исследования PISA в Республике Беларусь, проведенного в 2018 году, и рекомендации по
повышению качества образования для участников образовательного процесса
размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by / Педагогам / Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся.
Формированию метапредметных умений и навыков, реализации
межпредметных связей,
воспитательного
потенциала содержания учебных занятий будет способствовать использование в образовательном
процессе серии пособий «Компетентностный подход». Данная серия издана для I–IX и X–XI классов по всем учебным
предметам. Дидактические материалы носят практико-ориентированный
характер, предназначены для формирования образовательных компетенций и ориентированы на усвоение
учащимися учебного материала при осуществлении различных видов деятельности:
познавательной, коммуникативной, поисковой, творческой и др. Это соответствует
современным образовательным тенденциям и, в частности, подходам, которые
реализуются в заданиях международного исследования качества образования PISA.
Учитель с учетом особенностей конкретного класса и решаемых образовательных
задач определяет способы использования указанных материалов. Диагностические
материалы могут использоваться для проверки и оценки образовательных
результатов при осуществлении
поурочного или
тематического контроля в
процессе фронтальной, индивидуальной или групповой работы. Использование
указанных материалов позволит методически грамотно организовать работу по
достижению образовательных результатов, предусмотренных учебной программой, в
контексте компетентностного подхода.
Обращаем внимание, что материалы
серии «Компетентностный подход» отражают особенности заданий по оценке
читательской, математической и естественнонаучной грамотности, представленных в международном исследовании качества
образования PISA. Это позволяет использовать их в образовательном процессе как
аналог заданий исследования PISA для знакомства учащихся с формулировками вопросов,
особенностями интерпретации изучаемого материала, требованиями к результатам выполнения заданий.
К новому учебному году:
определена
продолжительность четвертей и каникул в 2021/2022 учебном году (письмо
Министерства образования Республики Беларусь от 10.03.2021 № 02-01-18/1883/дс «О завершении 2020/2021 учебного года и проведении
выпускных экзаменов в учреждениях образования, реализующих образовательные
программы общего среднего образования, специального образования на уровне
общего среднего образования»);
постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.04.2021 № 71 внесены изменения в постановление
Министерства образования Республики Беларусь от 06.05.2020 № 83 «Аб тыпавых
вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі»;
разработаны
рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с
обновленными учебными программами по учебным предметам для XI класса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий